Одной из характеристик всякого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией — это управление совместной деятельностью людей. Эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления при более конкретном его рассмотрении можно представить как совокупность проблематики деятельности человека. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.
Антикризисное управление имеет предмет воздействия — проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.
Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному, «бархатному» прохождению кризисных ситуаций.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять,
отодвигать;
к кризисам можно и необходимо готовиться;
кризисы можно смягчать;
управление в условиях кризиса требует особых подходов, спе
циальных знаний, опыта и искусства;
кризисные процессы могут быть до определенного предела
управляемыми;
http://www.antikrizisno.ru/wp-content/uploads/2009/07/ris6_3-196x300.jpg
• управление процессами выхода из кризиса способно ускорять
эти процессы и минимизировать их последствия.
Кризисы различны и управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и, особенно в механизме управления (рис. 6.3).
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:
гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи мат
ричным систамам управления;
склонность к усилению неформального управления, мотива
ция энтузиазма, терпения, уверенности;
диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых
типологических признаков эффективного управления в сложных
ситуациях;
снижение централизма для обеспечения своевременного ситу
ационного реагирования на возникающие проблемы;
усиление интеграционных процессов, позволяющих концент
рировать усилия и более эффективно использовать потенциал ком
петенции.
Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий. Главными из них являются:
мобильность и динамичность в использовании ресурсов, про
ведении изменений, реализации инновационных программ;
осуществление программно-целевых подходов в технологиях
разработки и реализации управленческих решений;
повышенная чувствительность к фактору времени в процессах
управления, осуществлению своевременных действий по динамике
ситуаций;
усиление внимания к предварительным и последующим оцен
кам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и
деятельности;
использование антикризисного критерия качества решений при
их разработке и реализации.
Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.
В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:
♦ мотивированию, ориентированному на антикризисные меры,
экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому
анализу ситуаций, профессионализму и пр.;
http://www.antikrizisno.ru/wp-content/uploads/2009/07/ris6_4-244x300.jpg
установкам на оптимизм и уверенность, социально-психоло
гическую стабильность деятельности;
интеграции по ценностям профессионализма;
инициативности в решении проблем и поиску наилучшихва-
риантов развития;
корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке
инноваций.
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, саморганиза-цией, принятием ответственности.
Некоторые из характеристик антикризисного управления требуют более подробного рассмотрения.
1. Функции антикризисного управления — это виды деятельнос
ти, которые отражают предмет управления и определяют его резуль
тат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управ
лять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В
этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное
управление, управление в условиях кризиса, управление процессами
выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспече
ние управляемости), минимизация потерь и упущенных возможно
стей, своевременное принятие решений (рис. 6.4).
Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление.
В развитии любого управления две его противоположности —
интеграция и дифференциация — находятся в диалектической связи. Усиление интеграции всегда ведет к ослаблению дифференциации и наоборот. Эти процессы отражают тенденцию логистической
кривой (рис. 6.5). Связь интеграции и дифференциации в переломных моментах изменения кривой характеризует формирование новых организационных форм управления или организаций нового
типа. В этом взаимодействии есть точки кризиса организации. Как
правило, это точки, отражающие опасность «распада», разрушения
организационных основ. Выход из кризиса — изменение соотношения интеграции и дифференциации управления на новой организационной основе.
Нет управления без ограничений, которые могут внутренними
и внешними. И эти две группы ограничении находятся в определенном, но меняющемся соотношении. В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений (рис. 6.6).
Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное
http://www.antikrizisno.ru/wp-content/uploads/2009/07/ris6_5-300x288.jpg
обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления.
http://www.antikrizisno.ru/wp-content/uploads/2009/07/ris6_6-255x300.jpg
Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы паблик рилейшнз.
Одной из важных характеристик антикризисного управления
является сочетание формального и неформального управления.
В разнообразных видах такого сочетания существует зона раци
ональной организации антикризисного управления (рис. 6.7). Она
может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение
опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.
Для антикризисного управления особое значение имеет
перспективность, возможность выбрать и построить рациональную
стратегию развития.
Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие:
предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;
выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем
его преодоления;
противодействия кризисным явлениям, замедления его про
цессов;
стабилизации ситуаций посредством использования резервов,
дополнительных ресурсов;
рассчитанного риска;
http://www.antikrizisno.ru/wp-content/uploads/2009/07/ris6_7-282x300.jpg