3.2.
Профилактика банкротства

К профилактическим мерам, предупреждающим наступление кризисного состояния у предприятий, относятся антикризисные процедуры по улучшению правовых, экономических, социальных и иных условий внешней среды предприятий, стимулирующих их деятельность в направлении, важном и полезном для социально-экономического развития региона и страны в целом. Суть профилактических мер сводится к созданию поощрительных и запретительных стимулов по отношению к деятельности предприятий.

Популярные профилактические меры по антикризисному регулированию:

Консультирование предпринимателей и менеджеров по вопросам законодательства о банкротстве.

Создание специализированных компаний по антикризисному управлению.

Обеспечение условий для инновационной деятельности предприятий, а именно:

осуществление институциональных преобразований;

разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения;

развитие инфраструктуры инновационного процесса;

защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере, вовлечение ее в оборот;

создание доступного информационного банка о достижениях научно-технического прогресса;

обеспечение доступа предприятий к результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

продажа или передача на взаимовыгодных условиях пустующих объектов и объектов незавершенного строительства;

стимулирование спроса у отечественных производителей на конкурентоспособные технологии;

лоббирование возможностей экспорта результатов инновационной деятельности;

формирование региональных фондов перспективных проектов.

Формирование библиотеки инвестиционных проектов региона, предназначенной для посещаемых регион инвесторов, повышение инвестиционной привлекательности региона, подготовка предприятий к взаимодействию с потенциальными инвесторами.

Льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.

Совершенствование законодательства и усиление контроля его выполнения.

Предоставление гарантий при финансировании, а также прямое бюджетное финансирование проектов.

Приоритетное предоставление недвижимой собственности и земельных участков в пользование предпринимателям.

Анализ рыночной конъюнктуры на перспективу.

Создание условий для добросовестной конкуренции.

Целевая переподготовка персонала с целью воспитания профессиональных управленцев на всех уровнях хозяйствования.

Формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства.

Выделение и стимулирование приоритетных видов деятельности.

Налоговые льготы, упрощение порядка расчетов по налогам для малых предприятий.

Предоставление права первоочередного выкупа арендуемых объектов недвижимости с учетом вложенных в них средств.
3.3.
Профилактика банкротства в управлении предприятием

Для успешной реализации профилактических мер на предприятии необходимо соблюдение следующих условий:

формирование у руководящего звена определенного уровня знаний и практических навыков финансового менеджмента;

разработка эффективных стратегических и бизнес-планов развития предприятий, объединенных в комплексную программу экономического развития региона;

создание регионального центра обучения, экспертизы и консультирования;

оснащение ведущих предприятий региона передовыми программными продуктами.

Бескризисное функционирование предприятия в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры требует мгновенной реакции руководителя при появлении любого негативного симптома в состоянии подведомственного ему хозяйствующего субъекта. С этой целью разумно иметь банк профилактических мер, рекомендуемых к применению в конкретных обстоятельствах.

Все профилактические меры по степени их важности и в зависимости от требуемой срочности их проведения можно объединить в три группы: косметические, экстренные и чрезвычайные. Среди таких мер могут быть следующие:

инновационное реформирование, т. е. повышение восприимчивости деятельности предприятия к использованию инноваций и привлечение инвестиций под прибыльные проекты;

умелое проведение стратегического и финансового менеджмента, включающего, во-первых, управление финансовыми потоками, оптимизацию расчетов с поставщиками, переход к предоплате расчетов с покупателями, а во-вторых — эмиссию ценных бумаг, уменьшение или полный отказ выплат доходов участникам;

факторинг — уступка банку или факторинговой компании права на истребование дебиторской задолженности; договор-цессия, по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам банку в качестве обеспечения возврата кредита;

лизинг;

сокращение расходов на содержание объектов жилсоцкультбыта или передача их в муниципальную собственность;

прекращение убыточных видов деятельности;

создание эффективной системы управления предприятием;

внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использование вторичного сырья;

непрерывное обучение руководящего состава предприятия;

реструктуризация предприятия — это его структурная перестройка, заключающаяся в выделении бизнеса на основе разделения, присоединения и ликвидации структурных подразделений предприятия, а также смены собственников; различают добровольную и принудительную реструктуризацию;

консолидация как период постреструктуризации — объединение разобщенных самостоятельных и полусамостоятельных структур в холдинг, который сможет аккумулировать товарные и финансовые потоки, упорядочить ценообразование, повысить имидж осуществляемой деятельности; разумное объединение добывающих и перерабатывающих предприятий; формирование комплексной информационной системы;

повышение конкурентоспособности продукции;

разработка методик по диагностированию деятельности предприятия;

управление запасами при минимуме оборотных средств;

распространение передового опыта;

развитие форм экономического сотрудничества в деловом мире, создание технополисов;

сокращение производственного цикла и цикла обращения;

электронизация ведения бизнеса, обеспечивающая возможность напрямую общаться со своими экономическими партнерами независимо от их местонахождения, оптимизировать политику в области цен, управлять запасами и затратами, проводить активный маркетинг, оперативно перестраивать стратегию развития.